Все о скрипке

26 ноября 2015 г.

 

Скрипка. Детали и части.

Две основные части скрипки называются шея и корпус скрипки. Многие употребляют разные названия, так шеюмогут называть грифом, корпус  телом скрипки или патроном. В свою очередь верхнюю часть корпуса скрипкичасто называют плечами скрипки, а средняя часть называется талией скрипки.

Шея скрипки состоит из двух частей – грифа или накладки на гриф и шеи или шейки грифа.

Накладка на гриф изготавливается из очень твердых пород дерева, обычно это черное африканское или эбеновое дерево, реже палисандр или самшит. Не смотря на свою твердость, под воздействием пальцев и струн со временем накладка на гриф стирается и ее можно заменить. Для того чтобы накладку было легко оторвать отшей, мастер приклеивает накладку на костный клей.

Шея.

Шея скрипки вытачивается из цельного куска древесины твердой породы, чаще всего клена.

Верхнюю часть шеи называют головой или головкой инструмента. Части головки  колковая коробка, иногда ее называют – колодец и завиток или улитка.

Завиток не влияет на голос и тембр инструмента, но является одним из важнейших признаков атрибуции инструмента, считается, что завиток отражает почерк мастера.

Шея заканчивается пяткой, пяткой шея «врезается» в корпус инструмента. Пятка приклеивается к корпусу скрипки на очень крепкий клей. Чтобы не испортить дерево, при построении качественного инструмента используется натуральный клей без полимерных материалов. Такой клей может быть изготовлен, например, из воздушного пузыря рыб (обычно осетровых или лососевых) или мочевого пузыря животного, например заячьего.

Корпус скрипки.

Корпус, резонансное тело скрипки, состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечаек.

Верхняя дека (название «Дека» происходит от немецкого Decke – покров, покрышка, одеяло) изготавливается из ели и состоит из двух склеенных частей. Во время игры дека буквально живет, она дышит и вибрирует, входя в резонанс с остальными частями конструкции, задача ее быть в движении, поэтому толщины деки на хорошей скрипке составляют буквально пару миллиметров.

Нижняя дека или основание корпуса изготавливают из клена, явора или других платановых, реже из ивовых пород, например из тополя, ивы. Нижняя дека может быть склеена так же, как и верхняя дека скрипки из двух частей, либо выточена из цельного куска.

Обечайки скрипки соединяют верхнюю и нижнюю деки инструмента по бокам.

Бывает очень весело иногда прочитать "ОБИЧАЙКА" или даже "ОБЕ ЧАЙКИ" в описании инструмента даже в официальных запросах от известных оркестров или даже в статьях нерадивых «мастеров» или музыкантов. А ведь происхождение слова «Обечайка» русское, профессиональный столяр или слесарь знает, что так называется стенка полого круглого или конического профиля - втулки. Наши бабушки еще помнят, что сито для просеивания муки укреплялось обечайкой. Обечайки – бока корпуса скрипки, на других языках, например на английском или немецком, эти части скрипки так и называются – бока или стороны. Изготавливаются обечайки из того же материала, что и нижняя дека, обычно мастер старается подобрать брусок не только с той же части того же ствола, но и подходящие по рисунку структуры дерева бруски для обечаек, нижней деки и шеи скрипки.

Внутри корпуса места склейки обечаек усилены клотцами – специальными деревянными колодочками, а между деками и обечайками склейка усилена обручиками. Клоцы и обручики изготавливают из ели. Части корпусаскрипки склеивают между собой также как деки, натуральным органическим клеем.

Вдоль внутренней стороны верхней деки с левой стороны расположена пружина или бас-бар, басовая балка.Пружина задает ребро жесткости верхней деке, а также служит приемником и передатчиком вибрации от подставки на корпус инструмента. Левая басовая ножка подставки располагается как раз над пружиной и передает через нее корпусу инструменту вибрацию заданную баском – струной нижнего строя скрипки. Пружинаизготавливается из ели.

С правой стороны под квинтовой ножкой подставки между верхней и нижней декой расположена душка,она служит в качестве распорки между деками и передает через себя вибрацию на нижнюю деку. Слово Душка имеет один корень со словом душа, в любом иностранном описании, как у итальянских, так и у немецких мастеров Вы увидите, что название этой маленькой детали имеет значение Души скрипки. Вероятнее всего это связано с тем, что качество материала, форма, толщина и положение душки значительно влияет на звучание скрипки. Очень прискорбно читать у некоторых «мастеров» и музыкантов вместо слова душка – слово "ДУЖКА". Оставим пробелы их знаний на их же совести. Возможно, кто-то из них прочитает этот материал, да и исправится.

Фурнитура и аксессуары.

Колки или колковая механика – детали фурнитуры скрипки, устанавливаются в колковой коробке, изготавливаются из дерева твердой породы – эбенового дерева, реже из палисандра или самшита, на недорогие инструменты могут установить пластиковые колки.

Подгрифник, подгрифок или струнодержатель с помощью петельки (жилки) крепится к пуговице (кнопке). На дорогие инструменты ставят деревянный подгрифник, обычно мастер устанавливает всю фурнитуру, включая подбородник из однородного материала. Современные подгрифники изготавливают также из пластмасс и композитных материалов. Подгрифники могут быть оборудованы машинками для точной настройки илитюнерами.

Струны.

Струны – это тот аксессуар скрипки, который наиболее стремительно развивается в лучшую сторону в наше время. На протяжений столетий скрипачи использовали натуральные жильные струны, созданные из натуральных бараньих кишок. Самый главный недостаток натуральных струн – их недолговечность. На смену им пришли стальные струны, сердечник струн отливался из различных сплавов. Недостаток стальных струн – излишнее напряжение и ограниченный динамический диапазон. И вот на смену стальным струнам пришлиперлоновые струны.  При создании современных струн используются новейшие технологии, в сплавах присутствуют редкие и благородные металлы, а в сердечник вплетают инновационные материалы, такие как перлон, кевлар, наряду с натуральной жилой.

Верхний порожек и подставка.

Две очень важные детали скрипки – порожек и подставка. Порожек приклеивается к грифу и изготавливается из того же материала, что и накладка на гриф, подставка изготавливается из резонансного дерева с хорошими акустическими свойствами, чаще из клена или чинары. Порожек и подставка – две узловых детали скрипки, ведь именно они передают вибрацию струны корпусу и заставляют скрипку звучать. Обе детали тщательно настраиваются и подгоняются мастером. От свойств материала подставки, ее конфигурации и местоположения зависит звучание инструмента. Кстати, расстояние между этими двумя деталями есть длина вибрирующей части струны, именно эта длина называется мензурой инструмента. К сведению музыкантов, по определению, мензуране может быть удобной или широкой, узкой.

Ну вот, теперь, когда мы разобрались из чего строится скрипка, можно перейти к следующему вопросу. Далее мы попробуем разобраться, почему одна скрипка стоит пару десятков долларов, а другая несколько миллионов, кто и по каким признакам может оценить стоимость и авторство инструментов. В следующей статье речь пойдет обатрибуции скрипок. 

Как выбрать первую скрипку?

Выбор скрипок действительно велик и принять правильное решение достаточно трудно. Идеальным вариантом будет играть и слушать со стороны каждый инструмент. Но как быть, если это первая скрипка, как быть, если никто не может подсказать, никто не умеет играть? В этой статье мы постараемся задать общее направление по поиску скрипки, а решение принимать вам.

Условно по качеству скрипки можно разделить на три категории: заводские (фабричные), мануфактурные, мастеровые.

Мастеровые скрипки, это инструменты штучной работы. Каждая изготовлена вручную, часто под конкретного заказчика. Звучат такие инструменты отлично, стоят как автомобиль, служат десятилетиями и передаются от поколения к поколению. Но мастеровых детских скрипок малого размера практически не существует. В основном мастеровые скрипки полноразмерные, с маленькой детской скрипкой работы столько же, сколько и с большой, а много денег уже не возьмешь, такая простоя логика. И еще, хочется предостеречь: у всех бывает брак, даже у мастеров, и если не очень разбираетесь в звуке, то это - не ваш вариант.

Мануфактурные – фабричные скрипки начала прошлого века, изготовленные на западе, чаще всего в Германии. В то время их производили вагонами и до наших дней дошло немало хороших экземпляров. По звуку и общему состоянию вполне можно найти достойный инструмент, цена на такие скрипки колеблется в районе 800-1000$. Но такие скрипки покупать нужно ТОЛЬКО с разбирающимся человеком. Часто инструменты бывают и битыми, и восстановленными, и только знающий человек сможет подсказать, в каком случае маленькая трещинка не имеет особого значения, а в каком - это фатальная неисправность. Купив такую скрипку, никаких претензий продавцу уже не предъявить. Но если вам может помочь с выбором хороший скрипач, возможно, это наиболее разумный выбор.

Заводские (фабричные) - современные скрипки, изготовленные на различных музыкальных фабриках. Основная масса инструментов ученического уровня производится в Китае. За 100$ можно купить готовый комплект, включающий смычок, футляр, канифоль, кейс и все принадлежности. Нельзя сказать, что качество таких инструментов совсем плохое, но надо понимать, что производитель сэкономил на всем, на чём только можно. На дереве, на струнах, на смычке. Все самое простое, все самое дешевое, как-то играет, как-то звучит, не более того. Инструменты такого уровня это совсем стартовый и бюджетный вариант. И самое удивительное, - все они примерно одинаковые, вне зависимости от производителя. Такие инструменты не имеют никакой ценности на вторичном рынке, и когда ваш ребенок вырастет, продать китайца, купленного за 100$, будет практически невозможно, проще подарить или повесить на стенку, как декор интерьера. Это одноразовые инструменты в прямом смысле.

Потратив сумму в два раза большую, можно рассчитывать на скрипку европейского производства: Чехия, Румыния, Германия. Германия с оговоркой: если чехи и румыны - это «чистые» европейцы, произведены и собраны в Европе, то Германия за эту цену - это скрипки из Китая, привезённые в Германию, где происходит их окончательная сборка и настройка.

Если рассматривать скрипку в комплекте, то тут тоже будет самый дешевый смычок, самые простые струны, но всё - качеством на уровень выше Китая, что, естественно, сказывается на звучании. Это - тоже самый начальный уровень инструментов, но такие инструменты однозначно лучше своих китайских аналогов. Конечно, скрипки стоят в 1.5-2 раза дороже, но это компенсируется не только качеством и звучанием, но и возможностью впоследствии продать инструмент. В итоге поиграв на ней год-два и продав такую скрипку даже за полцены, вы полностью компенсируете первоначальную переплату.

Потратив сумму от 10000 руб. уже можно быть не только абсолютно уверенным в качественном ученическом инструменте (в большинстве случаев), но и рассчитывать на разные вкусности: состаренная отделка, покрытие масляным лаком, хорошие струны (Пирастро или Томастик), хорошая канифоль, качественные комплектующие.

Вообще, для фабричных инструментов характерна простая закономерность - чем инструмент дороже, тем он при прочих равных лучше и имеет большую ценность на вторичном рынке. Иными словами, сколько готовы заплатить за инструмент, такое качество и получаете.

Итак, что же выбрать?

Мастеровые инструменты – точно нет. Слишком дорого для первой скрипки и вряд ли оправданно.

Мануфактурные (скрипки начала XX века) – лучший вариант по соотношению цена/качество, но выбрать хороший инструмент очень сложно, нужна помощь специалиста.

Заводские (фабричные) – самый простой и надежный вариант для не разбирающегося в вопросе человека. Только, наверное, не нужно покупать самые дешёвые китайские инструменты - они не очень хорошо звучат и впоследствии их невозможно продать, выходит бессмысленное вложение средств. Ищите фабричного европейца, и чем дороже, тем лучше: Strunal, Hora, Gliga. Стабильное качество, хорошая древесина, ликвидность на вторичном рынке.

 

28 мая 2014 г.

Скрипка для самых маленьких.

Скрипка - это один из самых изысканных музыкальных инструментов, владение которым завораживает. Ее звучание всегда вызывает множество положительных эмоций и светлых чувств. Именно поэтому, уроки на скрипке можно включать в учебный процесс с маленького возраста 3-5 лет. И даже если из малыша не получится великого виртуоза, эти занятия сделают ребенка умнее, усидчивее и помогут развить моторику.

Ученые доказали, что чем раньше ребенок начнет заниматься, тем выше будут его умственные способности в будущем. Игра на музыкальных инструментах требует высоко скоординированной работы между руками, зрением и слухом. Поэтому, если малыш рано начинает заниматься- связь между органами чувств становится  более прочной. Начало занятий в возрасте до 7 лет, ускоряет процесс создания связи между моторными и сенсорными областями головного мозга, что способствует  интеллектуальному развитию.

Конечно, для того чтобы стать великим скрипачом необходимо безукоризненное чувство стиля, экспрессия, индивидуальность и еще множество факторов. Но главная задача педагогов – это прививание любви к музыке, умение ее не только слушать, но и понимать, повышение уровня интеллектуального развития и умственных способностей Вашего ребенка!

31 марта 2014 г.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше
«Если не заложить . с самогоначала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи!, оно все равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги. 
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:


Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, 
тем более музыкальным он становится, 
чем более музыкальным становится, 
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.


Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада,; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

Желание заниматься -это цель, которую хотят достичь все родители.
Отношение к музыке и желание играть на музыкальном
инструменте напрямую зависит от первого знакомства ребенка с миром музыки.

Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка — чудесное и светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

стигнуты новые высоты!

08 января 2014 г.

Присутствие родителей на уроке

Опытные педагоги (особенно в начальных классах) разрешают родителям присутствовать на уроке, а иногда даже просят их об этом. Первое время малыш плохо запоминает требования учителя, бывает невнимателен, легко отвлекается, и папы и мамы, бывшие на уроке, могут помочь ребёнку выполнить домашнее задание.

Хотим заметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все родители могут выдержать и не вмешаться в урок. Для некоторых пап или мам такое «невмешательство» — большое испытание. Им кажется, что их ребёнок на уроке плохо себя ведёт, на редкость непонятлив, говорит преподавателю всякие не относящиеся к уроку глупости. Встречаются родители, особенно часто мамы, которые не выдерживают подобного эмоционального стресса и уходят из класса.

Но если всё-таки вы выдержали и не ушли, то присутствие на уроке может оказаться весьма полезным. Вы начинаете понимать требования преподавателя, ошибки юного музыканта в постановке рук, получаете представление о том, как должна звучать пьеса, которую разучивает ваш ребёнок. Некоторые родители подробно записывают все замечания учителя и дома могут квалифицированно помочь сыну или дочке.

Если родители учатся (учились) играть сами, то в этом случае помощь ребёнку будет особенно эффективна. Мы встречали пап или мам, которые параллельно с ребёнком начинали заниматься игрой на инструменте с частным преподавателям или по самоучителю. Иногда не только чтобы лучше помочь сыну или дочке, но и для собственного удовольствия. В педагогическом смысле это — высший пилотаж. Не только потому, что родители начинают понимать проблемы и трудности обучения игре на инструменте, но и показывают личным примером, как надо заниматься. Папа, который начал заниматься вместе с сыном в 39 лет, рассказал: «Мы с 8-летним сыном Игорем играем одни и те же пьесы и даже соревнуемся, кто лучше и быстрее их выучит. Иногда Игорь, слушая, как играю я, делает замечания: „Это место ты играешь слишком громко“ или „Тут следует замедлить“ и т.п. Иногда замечания делаю я. На домашнем концерте, который прошёл недавно, мы сыграли ансамбль в четыре руки... Вообще, теперь с сыном мы стали ближе друг друга...»

Как совместить две школы? Как успеть всё? Ну «всё» — это мы слегка погорячились. Всё — это явный перебор... Какие-то ограничения необходимы. От чего-то ученику музыкальной школы приходится отказываться. Например, от компьютерных игр, отнимающих массу времени или от многочасового сидения перед телевизором. Но всё-таки успеть можно значительно больше, если придерживаться распорядка дня. Не раз убеждались, что масса времени у тех, кто живёт без такого распорядка, зафиксированного (это важно!) на бумаге, исчезает непонятно где. Растворяется в тумане. Мы утверждаем, что некоторые временные резервы у ребёнка, занимающегося в двух школах, есть.

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

28 декабря 2013 г.

 Интересные Факты.

Солнечные пятна Страдивари
Существует мнение, что особое звучание скрипки Страдивари, жившего в XVII – XVIII веках, связано с Солнечными пятнами. Ученые не могли разгадать секрет неповторимого звучания его инструментов, но пришли к выводу, что во многом оно зависело от древесины, которую использовал мастер. Годы 1640 – 1720 известны как Маундеровский минимум, когда солнечная активность почти не проявлялась, в Европе в это время отмечались очень холодные зимы (даже Северное море замерзло), от этого деревья росли медленно и были очень твердыми. А такой материал лучше подходит для изготовления скрипок.

Так что учимся играть на скрипке, общаемся с живой природой, слушаем хорошую музыку, расслабляемся и следим за солнечной активностью (на случай, если кто-то решится превзойти по мастерству самого Страдивари)!

12 октября 2013 г.

 

Воспитание характера в младенчестве.


Обучение игре на скрипке развивает способность
к концентрации внимания.


В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт
маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начал-
ся в 11 утра, но уже в 8 утра большинство детей, в
том числе трех- и четырехлетние, уже стояли на
площади, несмотря на холод, репетируя и настра-
ивая свои скрипки. Я был поражен целеустрем-
ленностью детей.
Конечно, ребенок должен оставаться ребенком,
живым и любопытным. Но живость и неусидчи-
вость — это не одно и то же. Последнее качество
весьма нежелательно у взрослого человека. Тот,
кто не способен долго сосредотачиваться на чем-
то одном, тратит впустую массу времени и энер-
гии на каждое задание.
Тот, кто выработал в себе высокую степень
концентрации внимания, обладает огромными 89
преимуществами. Считается, что ученики музы-
кальных школ дисциплинированны и хорошо вос-
питаны. Вы можете подумать, что родители дер-
жат этих детей в строгости и это может сделать их
скучными и серьезными с самого детства. Ничего
подобного! Они хорошо себя ведут не потому, что
на уроках присутствуют родители, а потому, что
они способны к высокой степени концентрации
внимания без всяких особых усилий. Учеба дает-
ся им легко, и они успевают сделать больше дру-
гих детей за то же время. Таким образом, у них
остается больше свободного времени.
Все родители, чьи дети посещали скрипичный
класс доктора Сузуки, утверждали, что их дети ни-
когда не мучились, готовясь к экзаменам, что они
без напряжения хорошо учились, хотя проводи-
ли много времени, играя с детьми во дворе. Этот
вопрос выявил совершенно новый тип ребенка-
интеллектуала: жизнерадостный, смышленый и
совсем не похожий на общепринятый стереотип
бледного худого очкарика.
Известно изречение Конфуция «в гармонии
с музыкой». Имеется в виду, что музыка смягча-
ет душу и улучшает характер. Музыкальные за-
нятия требуют регулярных тренировок, которые
в свою очередь воспитывают способность к кон-
центрации внимания. Таким образом, музыка так-
же способствует правильному формированию ха-
рактера.

Масару Ибука

"После трех уже поздно"Издательство «Альпина нон-фикшн»

02 октября 2013 г.

 

Уроки игры на скрипке полезны для детей

игра на скрипке полезна для детей.jpgУченые выяснили, что занятия на скрипке, в целом, делают детей умнее. Причем уроки игры на скрипке пойдут детям на пользу даже в том случае, если из них не получится великих музыкантов. Ученые из Университета Конкордия в Монреале (Канада) выяснили, что если ребенок начинает брать уроки игры на скрипке в возрасте 6-7 лет, то это способствует ускоренному развитию его моторных навыков. Причем даже в том случае, если второго Давида Ойстраха в дальнейшем из этого малыша не вырастет. При этом чем дольше продолжаются занятия музыкой, тем более умными такие дети бывают в последующие годы. Известно, что за развитие моторных навыков у человека отвечает та область мозга, которая контролирует процессы движения и планирования. Однако очень важно отдать ребенка на уроки игры на скрипке вовремя. Ведь только в период между шестым и восьмым годом жизни у ребенка появляется то самое "окно", в котором занятия музыкой воздействуют на развитие моторных навыков, что впоследствии и вызывает долговременные изменения в головном мозге. Автор данного исследования профессор психологии Вирджиния Пенхьюн заявила, что игра на музыкальных инструментах требует выработки безукоризненной координации между руками, а также визуальными и слуховыми раздражителями. Она также добавила, что чем раньше музыкант начнет тренировки, тем прочнее в дальнейшей будет эта связь. А также, что начало занятий в возрасте до семи лет скорей всего ускорит нормальный процесс созревания связей между моторными и сенсорными областями мозга, создавая ту особо прочную структуру, на основе которой и будут выстраиваться навыки игры на скрипке. Однако те же самые усердные занятия на скрипке или на другом музыкальном инструменте никак не увеличивает шансы ребенка стать в будущем великим музыкантом. Для этого по мнению многих специалистов мало виртуозно владеть специальной техникой. Ведь еще необходимы страсть, чувство стиля, энтузиазм, индивидуальность и еще множество других факторов.

 

 

Несколько советов скрипачам.

Большое значение для удобства игры на скрипке имеет подбородник, выбор которого происходит индивидуально для каждого исполнителя, исходя из его физиологических особенностей. Материал из которого изготавливается подбородник и место его крепления на корпус скрипки заметно влияет на звучание инструмента.

Важным для удобства игры на скрипке является и мостик. Большинство современных скрипачей пользуются мостиками разнообразные виды которых изготавливаются многочисленными фабриками.

При выборе мостика необходимо, что бы его конструкция отвечала следующим требованиям:

Во- первых, мостик должен быть удобным при держании инструмента во время игры, не сковывать движения исполнителя. Учитывая антропологические данные играющего необходимо установить высоту мостика и выбрать место его крепления на корпусе скрипки;

во- вторых, мостик не должен сжимать нижнюю деку настолько, чтоб ограничивать ее вибрацию, тем самым негативно влияя на звучание инструмента;

в- третьих, крепление мостика не должно портить корпус инструмента.

Органичной составляющей профессионального скрипичного музыкального исполнительства является уход за скрипкой. Любить и беречь свою скрипку, заботиться о ней- неотъемлемая часть жизни настоящего музыканта.

Рожденная разумом и душой мастера, созданная кропотливой, самоотверженной работой, скрипка подходит исполнителю, становится его неотъемлемой частью, верным соратником, голосом, которым можно выражать самые тайные мысли, чувства.

Будучи чрезвычайно изысканным акустическим прибором, скрипка чутко реагирует на любые изменения окружающей среды. Следует отметить, что климатическому поясу Украины присущи значительные температурные колебания- от морозов зимой до жары летом.

В таких условиях сохранение инструмента в большой мере зависит от качества и внутреннего оснащения футляра. Для комфортного хранения инструмента выбирается просторный футляр, который имеет максимально термостойкие качества.

Скрипка должна находиться в специальном мешочке, сшитом из тонкой, плотной ткани, которая создает благоприятный микроклимат.

Для ухода за скрипкой необходимо иметь несколько ( для разного использования) салфеток из мягкой ткани: для снятия канифольной пыли с деки, грифа и струн; для удаления грязи и пота с шейки и обечайки; для протирания корпуса инструмента, поддерживая чистоту и благородный блеск инструмента. Не следует допускать прилипания к деке канифоли, которая плотно прилипнув к лаку значительно усложняет ее удаление.

Чистить скрипку внутри рекомендуется таким способом: в корпус стакан подогретого овса или промытого и высушенного риса энергично потрясти зерно во всех направлениях, а потом удалить его через эфы. Некоторые мастера советуют для такой чистки использовать крошки мякоти свежего черного хлеба.

В наше время большую популярность имеет скрипичная косметика фабричного производства- политуры, колковые смазки, специальные чистящие жидкости. При пользовании этими средствами следует соблюдать осторожность: необходимо очень внимательно ознакомиться с инструкциями и четко им следовать с целью исключения повреждения инструмента.

Выбор и установка эстетически привлекательной, гармоничной, красивой и надежной фурнитуры является показателем отношения владельца к своему инструменту.

Любите свою скрипку и она ответит Вам взаимностью

21 октября 2012 г.

УХОД ЗА ИНСТРУМЕНТОМ ОТ А ДО Я

 

ГРЯЗНЫЙ ВОЛОС НА СМЫЧКЕ. Гораздо безопаснее поменять волос на смычке, чем пытаться его отмыть самостоятельно. Вода может пройти по волосу и проникнуть в места крепления к трости или колодке, что может привести к их повреждению или ослаблению крепления волоса к смычку.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИСКРИВЛЕНИЯ ТРОСТИ СМЫЧКА. Неквалифицированная замена волоса ( неправильное распределение силы натяжения волоса на смычок).

Потеря части волоса на одной стороне, что привело к неравномерному распределению нагрузки на трость.

Трость отреагировала на изменение температуры или влажности.

Следует помнить, что выправлением трости должен заниматься только высококвалифицированный мастер.

 

НЕВОЗМОЖНО НАТЯНУТЬ ВОЛОС. Стерлась резьба на механизме натяжения - необходима замена стершихся частей.

Если волос вытянулся, при попытке его натянуть колодка будет упираться в край колодца, что сделает невозможным его натяжение. Возможно необходима замена волоса.

 

ВИНТ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ С ТРУДОМ. Возможно что гайка слишком плотно прижимает колодку к трости. Чтобы ослабить давление, необходимо снять колодку. Если вы делаете это в первый раз, полностью открутите винт и, крепко держа колодку, вытащите винт из смычка. Стараясь не перекрутить волос, снимите колодку и положите ее на плоскую и чистую поверхность.

Самый безопасный инструмент для поворота гайки это небольшие плоскогубцы. Никогда не используйте винт для поворота гайки, так как это может привести к повреждению металлической пластинки, предохраняющей колодку. Для ослабления давления колодки на смычок поверните гайку ровно на 180 градусов против часовой стрелки, поставьте колодку на место и осторожно закрутите винт.

 

ПОДСТАВКА ИСКРИВЛЕНА. Обратитесь к мастеру за помощью. В дальнейшем попытайтесь следить за ее правильным положением. Если подставку невозможно удержать в правильном положении, возможно, что необходимо заказать мастеру новую.

 

ПОСТОРОННИЕ ПРИЗВУКИ. Помимо внешних источников призвуков, таких как пуговица рубашки, прижатая к инструменту или чайная чашка, отвечающая на определенную частоту звучания, практически любая часть инструмента может послужить причиной этих призвуков. Ниже приведены основные источники и причины их возникновения.

 

ПРИЗВУКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИГРЕ ТОЛЬКО НА ОДНОЙ СТРУНЕ. Обмотка струны повреждена - необходима ее замена. Если призвук продолжается после остановки струны - слишком глубокая канавка на подставке, если призвук моментально исчезает - глубокая канавка на порожке.

 

ПРИЗВУКИ ВОЗНИКАЮТ ТОЛЬКО ПРИ ИГРЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ НОТ. Возможно, что на грифе есть неровности, которые струна задевает в определенном положении. В этом случае необходимо обратиться к мастеру, чтобы выровнять гриф.

 

ПРИЗВУКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ И ИСЧЕЗАЮТ. Расшатанный ус или слегка отклеившаяся дека могут послужить причиной возникновения призвуков. При изменении влажности воздуха клей размягчается и затвердевает, что может послужить причиной появления и исчезновения призвуков.

 

ДРУГИЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПРИЗВУКОВ. Тросик, держащий подгрифник задевает его незакрепленным концом.

Гриф начинает отклеиваться.

Незакрепленная часть машинки - необходимо проверить и закрепить расшатанную часть.

Незакрепленные части подбородника или шпиля.

Незакрепленный кончик струны задевает колок.

Отклеилась часть украшения колка.

Открытая (новая или расклеившаяся) трещина.

Плохой контакт между подставкой и декой.

Вибрация тросика в слишком большом отверстии в подгрифке.

 

ТРЕЩИНЫ. Постарайтесь преодолеть желание потрогать свежую трещину. Это может привести к ее загрязнению, а также к повреждению лака на краю слома. Постарайтесь отдать инструмент в ремонт как можно скорее. Со временем состояние трещины может значительно ухудшиться. Если трещина находится близко к душке или подставке, немедленно ослабьте натяжение струн. Нагрузка на деки может привести к их дальнейшему повреждению.

 

При значительном повреждении инструмента всегда старайтесь подобрать все, даже самые мелкие частички дерева или лака. Это поможет добиться максимально высокого качества реставрации и может значительно снизить стоимость ремонта.

 

ПРОБЛЕМЫ С ИНТОНАЦИЕЙ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ УЧАСТКАХ ГРИФА. От длительного и интенсивного использования гриф может стираться, что может привести к появлению канавок и задержке струны на выступающих участках.

 

ПОТЕРЯ СИЛЫ ЗВУКА. Одна из дек отклеилась от обечайки.

Подставка накренилась или сместилась.

Старые струны.

Старый волос на смычке.

Произошло смещение душки.

 

КОЛКИ ПРОКРУЧИВАЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЗИЦИЯХ. Колки имеют овальную форму по срезу. Подгонка имеющихся колков под колковые отверстия требует очень кропотливой и длительной работы. В некоторых случаях наиболее целесообразно заменить существующий набор колков на новые, хорошо выдержанные колки. В случае значительного стирания колковых отверстий необходима их тщательная реставрация.

 

ПРОБЛЕМЫ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРИ ИГРЕ КВИНТАМИ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕВОЙ РУКИ).К этому могут привести неровности на грифе. Необходимо его выравнивание. Другая возможная причина - на инструмент поставлены струны разных фирм, значительно отличающиеся по эластичности.

 

ЧРЕЗМЕРНАЯ ВЫСОТА СТРУН В НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЯХ.Неправильно выбранная высота струн у порожка или подставки. Также возможно, что необходимо поменять форму грифа, изменив его кривизну.

 

СТРУНЫ РВУТСЯ ЧЕРЕСЧУР ЧАСТО. Возможно, что канавки на порожке или подставке чересчур узки, глубоки или неровны. Также поверхность грифа может быть слишком неровной. Все это может привести к повреждению обмотки струны и преждевременному выходу ее из строя.

 

ВОЛЧКИ. Опытный мастер может оказать помощь с изменением положения подгрифника или порекомендовать подходящую замену. Часто используются так называемые "волкодавы", которые в подавляющем дают разнообразные побочные эффекты. Еще один способ борьбы с волчками - использование струн, требующих меньшее натяжение. Это может отразиться на характере звучания инструмента, что может послужить препятствием для многих музыкантов

Имя: Яндашевская Отчество: Надежда Фамилия: Григорьевна Образование: среднее специальное, Асбестовское музыкальное училище, 1980 г. Квалификация:...
Открыть раздел Общие сведения
Имя: Яндашевская Отчество: Надежда Фамилия: Григорьевна Образование: среднее специальное, Асбестовское музыкальное училище, 1980 г. Квалификация:...
Открыть раздел Общие сведения