Сценарии

11 декабря 2023 г.

Достигнуты новые высоты!

07 января 2023 г.

Достигнуты новые высоты!

07 января 2023 г.

ПОЕХАЛИ-Юрию Гагарину посвящается.

Концертная программа к 60-летию первого полета человека в Космос.

18.04.2021

12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в открытый космос. Это событие стало одним из самых важных вех в истории всего человечества. 60 лет назад первый советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин сказал «Поехали!», открыв эру освоения человеком космического пространства.

Первый космический полёт длился 108 минут под пристальным вниманием всего мира. За это время Юрий Гагарин сделал один виток по Земной орбите и благополучно вернулся на Землю.

Полет Юрия Гагарина открыл эру освоения космоса посредством участия человека в космических полетах. Но было у первого полета в космос и политическое значение – отправив первого космонавта, Советский Союз продемонстрировал всему миру, что он может, во-первых, конкурировать с Соединенными Штатами на равных и во многом превосходить их, а во-вторых, что СССР является флагманом мирового научно-технического прогресса и использует свой интеллектуальный и технический потенциал в интересах человечества.

 

К юбилею полета Юрия Гагарина в космос в регионе подготовлено больше 800 тематических событий – лекций, концертов, выставок, круглых столов и просветительских акций на разных площадках.

Грандиозную программу в связи с Днем космонавтики приготовили на Байконуре. Концерт прошел на стартовой площадке, откуда 60 лет назад запустили легендарный корабль "Восток-1". В программе – музыка всех поколений, в том числе шедевры оперы и балета.

На самом технологически сложном объекте планеты – космодроме Байконур – самая технически невероятная по своим возможностям сцена, где синтез света, музыки четырех выдающихся композиторов разных поколений и энергии артистов превращались в действительно неповторимое действо.

…Наше мероприятие объединяет старшее поколение(родитель) и молодое, младшие и старшие школьники. Уже сама эта группа - это отдельный космос: если ты в него входишь, попадаешь, то оттуда уже не выбраться, Творчество не отпускает так быстро от себя, оно притягивает к себе. Музыка — это целая масса чувств, которые открываются в звуках для чутких людей разных поколений ….))).

Мы сегодня даем тоже старт младшему поколению в освоении музыкальной культуры, достижения своих целей, упорству, взлету.

Не важно какое дело осваивать

Главное сколько вкладывать сил, с каким результатом выходим. И вы в своем деле тоже старательно движетесь к звездам, каждый к своей. Такое старание(ваша учеба), поможет воспитать силу воли, характер и укрепит веру в себя и возможно Вы добьетесь больших успехов в своем деле , которое выберете в жизни. Так что желаю Вам всем двигаться к своей звезде, расти и не сдаваться перед трудностями и доводить начатое до конца.

Для нас Юрий Гагарин навсегда останется бесстрашным покорителем космоса, любознательным, стремящимся к знаниям, упорным, разносторонним, хорошо физически подготовленным, увлекающимся разными видами спорта, но самое главное добрым, искренним и во всех смыслах лучезарным человеком, человеком, чья улыбка и сегодня знакома миллионам людей во всем мире.

И так…… Поехали

В программе принимают участие   ученики 2 и 7,8 -ых классов струнно-оркестрового отдела преподавателей Татьяны Павловны Великославской, Екатерины Валерьевны Панкратьевой, Надежды Григорьевны Яндашевской, концертмейстеры Елена Викентьевна Макарова, Ирина Александровна Запольская.

Ведет программу с лекцией Надежда Григорьевна Яндашевская.

 

07 января 2023 г.

В рамках проекта «Возьмемся за руки!»

концертная программа «Осенний вернисаж»

Областной центр инвалидов

20.10.2019

 

  1. Молчанов Александр В.Козлов « Белая королева» ( Сумкина А.С)

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна. Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.

  1. Сергеев Иван П.И.Чайковский « Сладкая греза» (Яндашевская Н.Г.,Макарова Е.В.)
  2. Керн Дым (Букреев Степан Ф Шуберт «Лендлер») ( Яговцев А.А.) Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом . С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.
  3. Загоскина Соня РНП «Как в лесу, лесочке» ( Бакулина А.В.,Макарова Е.В)
  4. Шалюгина Наталья (Макарова Е.В.)

В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента. Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.

Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром

  1. Ансамбль мл.классов 8 чел. Е.Панченко « Сказки гуляют по свету»

« Шутка» ( Зайцева Н.И., Макарова Е.В.)

На протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, чья история начинается ещё во времена питекантропов, является голос. Ровесник человечества, дар, преподносимый щедрой природой каждому ребёнку, а как распорядиться таким даром впоследствии, люди решают сами.

7.Гребнев Федор Бенда Граве ( Яндашевская Н.Г., Макарова Е.В.) Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.

На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Голландии. Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира.

8.Сулейманова Лейла ( Макарова Е.В.)

9. дуэт Компанец Арина - Пуговкина Н.Л. П.И.Чайковский Романс Полины из оперы «Пиковая дама».

Мелодию любви поет виолончель —

Под трепетным смычком натянутые струны…

Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука. Название виолончель получила от слова виола, что значит « фиалка» Голос виолончели больше других инструментов напоминает человеческий и ближе всего к мужскому баритону. Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло. В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.

Балалайка-русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно. Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов музыкального творчества русского народа. Семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра

Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки. Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. И

Известно, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Домра покоряет слушателей своим необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы. Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

 

 

Проекты 2017-2023  уч год организатор и ведущая Яндашевская Н.Г.

 

Проект «В кругу друзей».

Проект реализуется совместно с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Уральская государственная консерватория (академия) имени М.П. Мусоргского», ГБОУ СПО СО «Свердловское областное музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)», ГАУК СО «Свердловская государственная детская филармония», ГБПОУ СПО СО «Уральский музыкальный колледж» на струнно-оркестровом отделе в классе Надежды Григорьевны Яндашевской.

Цель проекта:

-создание культурного пространства и творческой среды для формирования всесторонне развитой личности.

-достижение максимально положительного результата в развитии партнерских отношений с образовательными учреждениями профессионального образования:

Задачи проекта:

-успешное разностороннее развитие ребенка,

-укрепление психического здоровья,

-своевременное самоопределение обучающегося,

-получение им допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки,

-повышение конкурсабельности обучающихся.

          Авторы и участники проекта:

Яндашевская Н.Г.,

выпускники струнно-оркестрового отдела, продолжающие свое обучение в ССУЗах и ВУЗах, участники ансамбля скрипачей ГАУК СО «Свердловская государственная детская филармония» в 2017-2019 гг. ( Билецкая Злата, Шушакова Анастасия, Саволюк Виктория, Худякова Мария, Рыбакина Ксения).

 Проект «Возьмемся за руки!»

Областной центр реабилитации инвалидов

Цель проекта:

-организация широкой культурно-просветительской деятельности,

-социально – психологическая адаптация людей с ограниченными возможностями с помощью метода Арт-терапии, музыкотерапии;

-эмоциональная поддержка,

-лечение и оздоровление

Задачи проекта:

-умение детей и подростков общаться с людьми с ограниченными возможностями,

-осознание   их переживаний;

-сострадание и бескорыстная помощь;

-воспитание у учеников нравственных качеств – взаимопомощи, толерантности, милосердия, уважения сверстников.

Авторы и участники проекта:

ученики и педагоги Детской Музыкальной школы №5 им. В.В.Знаменского  

Макарова Е.В. , Яндашевская Н.Г.

 

Проект «Читаем, музицируем, воплощаем».

Детская библиотека №37

( для детей школы-интерната № 78 для слабовидящих в том числе)

Цели проекта:

-стимулирование развития творческой активности детей и подростков, проявления их личных качеств, духовного развития;

-формирование духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности современного типа;

-повышение роли воспитательных задач в процессе обучения;

-развитие социального партнерства;

Задачи проекта:

-развитие кругозора учащихся, творческих способностей учащихся;

-привлечение их к музицированию;

-эстетическое воспитание поколения;

-воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

-приобщение учащихся к ценностям классического и современного искусства;

Авторы и участники проекта:

Яндашевская Н.Г., Яговцев А.А., Пуговкина Н.Л. Белоусова Н.В.

учащиеся ДМШ «5,

концертмейстеры

Макарова Е.В.,

 

 Проект «Окно в Европу» долгосрочный

(ГАУК СО «СОУНБ им. В. Г. Белинского»)

Цели проекта:

-стимулирование развития творческой активности детей и подростков, проявления их личных качеств,духовного развития;

- формирование духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности современного типа;

- повышение роли воспитательных задач в процессе обучения;

- развитие социального партнерства

Задачи проекта:

-знакомство учащихся с биографией и жизнью великих композиторов;

-знакомство с творческим наследием музыкантов;

-развитие кругозора учащихся, творческих способностей учащихся;

-привлечение их к музицированию;

-эстетическое воспитание поколения;

-воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

-приобщение учащихся к ценностям классического и современного искусства;

Авторы и участники проекта:

Яндашевская Н.Г., Яговцева С.Л., Яговцев А.А.,Корпусова И.В. Пуговкина Н.Л.

учащиеся ДМШ «5,

концертмейстеры

Макарова Е.В.,Молоткова И.В.

 

 

концертмейстеры

Макарова Е.В.,Молоткова И.В.

Проект «Диалог поколений»( 4 мероприятия в году)

Проект реализуется совместно с социальными партнерами: Библиотека №37,

Цели проекта:

-усиления патриотического воспитания,

-формирования гражданской позиции у подростков,

-уважение к людям старшего поколения и сохранения семейных ценностей,

- развитие социального партнерства

Задачи проекта:

- Обеспечение связи между прошлым, настоящим и будущим в преемственности поколений.

-знание истории и традиций своей семьи

-обеспечение общения молодого и старшего поколения

- совместное музицирование преподавателей и учеников, бабушек, дедушек и их внуков.

Авторы и участники проекта:

учащиеся ДМШ №5

Яндашевская Н.Г.,Белоусова Н.В.,

концертмейстеры Баранов ЮГ., Макарова Е.В.

 

Проект «В гостях у матушки Матронушки»

Духовно-просветительском центре храма Рождества Христова

Цели проекта:

-стимулирование развития творческой активности детей и подростков, проявления их личных качеств, духовного развития;

- формирование духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности современного типа;

- повышение роли воспитательных задач в процессе обучения

Задачи проекта:

-развитие кругозора учащихся, творческих способностей учащихся;

-привлечение их к музицированию;

-эстетическое воспитание поколения;

-воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

-приобщение учащихся к ценностям классического и современного искусства;

Авторы и участники проекта:

Пуговкина Н.Л. Трефилова А.С.

учащиеся ДМШ «5,

http://www.yandashevskaya.lact.ru.edit.lineactworld.ru/proektyi

 

Учебный проект Ох уж этот Шрадик. ДМШ №5

Долгосрочный

Цели проекта:

-сделать процесс обучения как можно более интересным и увлекательным;

-стимулирование развития творческой активности детей, проявления их личных качеств:

-применение в образовательном процессе содержания, форм и методов, способствующих повышению мотивации учащихся к учебной и творческой деятельности;

-обучение учащихся формам индивидуальной, групповой, коллективной деятельности;

Задачи проекта:

-развитие кругозора учащихся, творческих способностей учащихся;

-привлечение их к музицированию;

-увеличение численности обучающихся, участвующих в творческих

мероприятиях;

-возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности;

-приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать достигнутый результат:

-повышать технический уровень исполнения, формировать базу для дальнейшего музыкального развития;

Авторы и участники проекта:

Яндашевская Н.Г.

Кокшарова Л.В

Ученики класса или отдела.

 

            Проект Летняя творческая школа «Карамболь»

долгосрочный

       Цели и задачи проекта:

-обеспечение условий для ранней профессиональной ориентации детей, их профильного и личностного самоопределения;

-реализация творческого потенциала участников ансамблевого коллектива «Карамболь», а также других детей и подростков, посещающих ЛТО, через вовлечение в творческие коллективы;

-сплочение коллектива, развитие коммуникативной культуры и толерантности, формирование здорового образа жизни;

-содействие развитию культурной среды города в летний период.

     Авторы и участники проекта:

Белоусова Н.В.

Яндашевская Н.Г.

 

            Общегородской проект «Мы внуки твои, Победа»

долгосрочный.

 

Цели проекта:

-стимулирование развития творческой активности детей и подростков,

-проявления их личных качеств, духовного развития:

-формирования духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности современного типа;

-повышение его конкурсных способностей.

Задачи проекта:

-эстетическое и партиотическое воспитание поколения;

-формирование представления об образе Родины через восприятие и осмысление произведений искусства ;

-успешного разностороннего развития ребенка,

-укрепления психического здоровья,

Авторы и участники проекта:

Город, Яндашевская Н.Г.,Кокшарова Л.В.,ученики 7 чел.

 

Общеотдельский проект «Музыкальная Австрия»

 

Цели проекта:

-стимулирование развития творческой активности детей и подростков, проявления их личных качеств, духовного развития;

- формирование духовно-нравственной, всесторонне развитой, гармоничной личности современного типа;

- повышение роли воспитательных задач в процессе обучения

Задачи проекта:

-знакомство учащихся с биографией и жизнью великих композиторов;

-знакомство с творческим наследием музыкантов;

-развитие кругозора учащихся, творческих способностей учащихся;

-привлечение их к музицированию;

-эстетическое воспитание поколения;

-воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

-приобщение учащихся к ценностям классического и современного искусства;

Авторы и участники проекта:

Яндашевская Н.Г. Оборина О.Н.Яговцев А.А.

ученики ДМШ №5

Концертмейстеры:

Макарова Е.В. Тряпочкин А,А. Молоткова И.В.

 

 

22 октября 2017 г.

Концерт-лекция струнно-оркестрового отдела 03.03 2016г.

 

Музыка Австрии

   Музыка и Австрия – понятия неразделимые

 

Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром. В каждой области страны ежегодно проводятся музыкальные фестивали, на которые съезжаются именитые музыканты со всего света.  Но «самым музыкальным» городом Австрии является ее столица Вена. Как точно выразился Стефан Цвейг,  Вена - это «великолепно оркестрованный город». 

 

 

Большие совместные планы  связывают  в этом году Россию и Австрию  в такой важнейшей сфере, как гуманитарные и культурные связи. В этом году в Вене состоится масштабный фестиваль "Почувствуй Россию"

 

В Австрии музыке уделяется огромное внимание. Музыка - обязательный предмет школьной программы. Любовь к ней воспитывается в детях с раннего детства. Свою роль сыграли тут и христианские традиции - австрийцы семьями каждую неделю посещают церковь, тем самым приобщая подрастающее поколение к церковным песнопениям и органной музыке. В каждом самом маленьком городке вы обязательно найдете какой-нибудь певческий кружок или капеллу.

Австрийцы трепетно чтут и сохраняют свою музыкальную культуру и историю. Так как знаменитых австрийских музыкантов и композиторов не счесть, то за год могут отмечаться по несколько юбилеев.

 

Театральный сезон для Вены - событие особое. Концертные залы и бывшие дворцы знати до отказа забиты ценителями искусства.  Хотя рассвет оперы пришелся на рубеж XIX-XX веков, оперные традиции в Вене сильны до сих пор, и австрийская столица наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Миланом остается центром этого вида искусства. Венский оперный театр выделяется на фоне остальных зданий своей пышностью и помпезностью.

 

картинка

Музыкальный сезон в Вене достигает своего апогея в феврале, когда устраиваются балы и маскарады. Самым известным балом является Венский бал (Opernball), ежегодно проводимый в Венском оперном театре, мы еще к нему вернемся в рассказе….

 

Картинка

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов -  Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.  Их сочинения являлись образцом для подражания для таких известных композиторов XIX века, как Франц Шуберт, Иоганн Штраус и другие.

 

Общая характеристика эпохи

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. - Мир музыкального искусства насчитывает несколько десятков имен истинных гениев.

- Великие композиторы, с чьми именами связана Вена

Моцарт, Бетховен, Иоганн Штраус, Иоганн Штраус (сын) , Вивальди, Шуберт, Брамс, Ланнер, Глюк, Сальери, Малер, Шенберг, Гайдн , Цемлинский, Шопен

Их талант и вклад в развитие искусства навсегда оставили след в истории и подарили миру немало музыкальных шедевров, которые сегодня именуют классикой. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы.  Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

В числе важнейших муз. истоков В. к. ш. - нар. музыка. Население Австрии было многонациональным - в его состав, помимо австр. немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной нар. муз. культурой. В Вене встречались нар. музыканты всех этих национальностей. Композиторы В. к. ш. впитывали элементы их иск-ва, к-рые образовывали в их творчестве характерный австр. "сплав". Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком Наиболее непосредственно нар. мелодии претворил в своих сочинениях Гайдн. Моцарт реже прибегал к использованию подлинных нар. мелодий, однако глубоко усвоил их характер и дух; многие из созданных им оригинальных тем близки к образцам нар. нем. и австр. песенности (напр., в операх "Волшебная флейта", "Дон Жуан"). Большой интерес к нар. песенности проявлял Бетховен. Им были осуществлены многочисленные обработки нар. песен разл. национальностей. Об этом свидетельствуют созданные Гайдном и Моцартом дивертисменты, серенады, кассации, написанные Бетховеном марши, танцы. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет.  С Некоторыми из них  сегодня мы познакомимся.

 

 

1.Леонтьева Лиза п\г кл. Аллегретто Моцарт  конц. Макарова Е.В.

2.Щербинин Арсений 1 кл. Аллегретто гобой Сопков Р.В.

3.Новрузова Екатерина 1 класс В. Моцарт «Майская песня» Оборина О.Н.

4.Байдусова Анна 4 класс В.Моцарт « Колыбельная»

5.Хамзин Тимур В. Моцарт «Песня пастушка» Сопков Р.В.

6.Новрузова Мария  4 кл. В. Моцарт " Пасспье"

7.Шульс Дима 2 класс В. Моцарт « Ария из оперы «Дон Жуан» конц. Тряпочкин А.А.

8.Султанов Андрей 5 кл. В. Моцарт Соната №2 II часть Соль маж

9.Худякова Мария 2 кл. Гайдн Менуэт

10.Пуговкина Н.Л. Гайдн Серенада конц. Трефилова А.С.

11.Засдкевич Анна И.Бах «Песня» Яговцев А.А.

12.Березина Ксения 7кл.Ф.Крейслер «Муки любви»

13.Кузьменко Александра 5 кл. - Оборина О.Н. Дуэт Ф. Шуберт «Полевая роза»

14.Дворецкая Александра  4 кл. И.Штраус «Вальс»

15. Ансамбль скрипачей Л.Бетховен Два народных танца

16. Леонтьева Екатерина 7 кл. Л.Бетховен «Ода к радости»

 

Выдающиеся австрийские композиторы.

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - Представитель Венской классической школы. Одним из инструментов, которым владел В. Моцарт, была скрипка, самый изящный, виртуозный инструмент.  В четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе.

 Мы узе говорили о том , что Моцарт прибегал к использованию подлинных нар. мелодий

 Сейчас  прозвучит французская нар. песня “Пастушья песня”. Эту песню услышал Моцарт во Франции и эта мелодия ему очень понравилась и запомнилась.  И получилась вот произведение.

 

Леонтьева Лиза Пастушья песня Моцарт

Щербинин Арсений 1 кл. Пастушья песня гобой Сопков Р.В

У наших современников очень популярны Моцартовские мелодии:  «Ближе к мечте», «Маленькая ночная серенада», «Мелодия дождя»,  «Турецкий марш», «Мелодия ангелов»  и др.

 а Самые просты е- это  известные всем песни. Одна из них прозвучит в исполнении

 

Новрузова Екатерина 1 класс В. Моцарт Майская песня

 

и еще

 

Произведения Моцарта отличаются поэтичностью и тонким изяществом

Байдусова Анна 4 класс В.Моцарт « Колыбельная»

Музыка Моцарта - яркая, игривая, шаловливая, но вместе с тем необыкновенно мудрая по своей простоте - сразу завоевала всеобщую любовь и признание. его музыка слушается на одном дыхании.

Хамзин Тимур В. Моцарт « Песня пастушка» Сопков Р.В.

 

Старинный французский танец. Элегантный , неторопливый, близкий к менуэту, но исполнявшийся в несколько более живом темпе. Танец деревенский, В народном обиходе музыка танца чаще всего исполнялась на волынке или пелась деревенскими музыкантами, отсюда простота её мелодического рисунка и несложность интервального ряда.

 

Новрузова Мария  4 кл. В. Моцарт " Пасспье"

 

Композитор работал в самых различных направлениях и создал большое количество музыкальных произведений. К шедеврам Моцарта относятся симфонии, оперы («Женитьба Фигаро»,  «Дон Жуан»,  «Волшебная флейта»), кантаты, оратории, мессы, включая «Реквием», создание которого покрыто тайной. Знаменитая опера автора – «Дон Жуан». Показателен тот факт, что довольно сложную историю этого человека композитор преподнес в очень простой и вместе с тем серьезной форме, тем самым еще раз продемонстрировав свою глубокое понимание жизни. А Ария имеет яркий, живой, несколько даже шутливый характер.

 

Шульс  Дима 2 класс В. Моцарт « Ария из оперы « Дон Жуан» конц. Тряпочкин А.А.

 

Ранние сонаты Моцарта еще полностью отражают черты "чувствительности" так называемого "галантного стиля" и несут на себе следы влияний Ф. Э. и И. Хр. Бахов.

Прекрасное чувство формы, которое всегда ощутимо в произведениях, широкое и певучее звучание темы было связано с самим характером моцартовского тематизма, его завершенностью и пластичностью. Легкость и чистота пассажной техники соответствовали изяществу и прозрачности фактуры в сочинениях Моцарта.

 

Султанов Андрей 5 кл. В. Моцарт Соната №2 II часть Соль маж, которую отличает искрящийся и шутливый характер, с контрастностью и динамичностью тем.

 

Йозеф Гайдн Гайдн оставил огромное творческое наследие: более 100 симфоний, более 30 опер, оратории, 14 месс, свыше 30 концертов для музыкальных инструментов.  Вершина его творчества - 12 «Лондонских симфоний». За Гайдном утвердился почётный титул «отца симфонии». Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

 

Худякова Мария Гайдн «Менуэт» конц Макарова Е.В.

Пуговкина Н.Л. Гайдн Серенада конц Анастасия Трефилова

 

 

 Музыкальная жизнь современной Австрии тесно связана с немецкой музыкальной культурой. Несомненное влияние на представителей В. к. ш. оказало  творчество И. С. Баха (1685-1750), его сыновей Карла Филиппа Эмануэля (1714-88) и Иоганна Кристофа (1732-95. Влияние их на таких гигантов, как Моцарт, Бетховен прослеживается довольно четко. Гайдн, и Моцарт любили музыку Баха. По рукописным копиям Моцарт изучал мотеты Баха. Цитата Моцарта :"Он--великий учитель, мы--его ученики" это о ФЭБАХЕ. Воздействие могучей гениальности Баха на последующие музыкальные стили бесспорно.

 

Засдкевич Анна И.Бах Песня Яговцев А.А.

 

Крейслер Фритц (1875 - 1962) – австрийский композитор виртуозный скрипач и композитор. Рахманинов называл Крейслера «лучшим скрипачом мира». 

 

С четырех лет Крейслер Фриц обучался скрипке и довольно стремительно преуспел в ней. Благодаря гениальным способностям и вопреки правилам в семь лет юный скрипач был принят в Венскую консерваторию. Через три года Фриц с золотой медалью окончил консерваторию, а в качестве награды получил скрипку, изготовленную известным итальянским мастером Амати – учителем великого Антонио Страдивари. В 1893 и 1896 годах Крейслер Фриц концертировал по России. Вместе с ним выступал и Сергей Рахманинов. Настоящий триумф Фриц получил на лондонских концертах в 1904 году, тогда ему была вручена золотая медаль Лондонского филармонического общества.

Среди его сочинений - оперетта, произведения для скрипки, многочисленные пьесы. В наше время часто исполняются на «бис» - «Китайский тамбурин», «Муки любви», «Чудесный розмарин», «Радость любви» и др.

 

Березина Ксения Крейслер Муки любви

 

Франц Шуберт - один из наиболее ранних представителей романтического стиля, известен своими романтическими песнями для голоса и фортепиано. Он также сочинял музыку для фортепиано, органную музыку и симфонии. С Шуберта ведет свое начало музыкально-художественная миниатюра, нашедшая впоследствии такое богатейшее развитие у следующего поколения романтиков (Шуман, Шопен)

Художественная стихия Шубертаэто мелкие музыкальные формы и в первую очередь песня и танец. Отличает худ миниатюру „домашний характер", некоторый бытовизм и значительная доля пейзажности и изобразительности.

 

Кузьменко Александра 5 кл.- Оборина О.Н. Дуэт Ф Шуберт « Полевая роза»

 

Музыкальная династия Штраусов

 

         А знаете ли вы, что в семье Штраусов был не один, а четыре музыканта!

Штраус Иоганн  (1804 - 1849) - отец, основатель музыкальной династии. Композитор скрипач и дирижёр. Первым он получил титул Король вальса. Cо своим оркестром Штраус успешно гастролировал по Европе. Он подарил миру более 250 сочинений: кадрили, марши, вальсы. В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. После того, как он услышал Штрауса, в его дневнике появилась такая запись:  "Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг» В 1833 году началось триумфальное шествие музыки Штрауса по Европе. Композитор был первым, кто представил миру танцевальную музыку – до Штрауса как искусство её не воспринимали Мир был покорён вальсами, польками и галопами! Лондонские музыкальные критики называли его Моцартом вальсов, Бетховеном котильонов, Паганини галопов, Россини попурри.

 

Штраус Иоганн (1825 - 1899) - старший сын. Признанный «король вальса», композитор и дирижёр, автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского..

 

Штраус Йозеф  (1827 - 1870) - младший брат Иоганна Штрауса. Талантливый скрипач и дирижёр. Автор «Персидского марша», полек «Кукушка», «Пиццикато», а также восхитительных вальсов .

 

Штраус Эдуард (1835 - 1916) - третий брат в семье Штраусов. Как и братья, он играл на скрипке, дирижировал, сочинял вальсы. Написал около 200 танцевальных пьес, следуя традициям отца и старшего брата. В 1890 году Эдуард приезжал в Россию и с большим успехом дирижировал в Павловске.

 

                                                        Венский государственный оперный театр вмещает 2209 зрителей

 

      Каждый год в Европе проходит «Штраус - фестиваль»,  посвящённый творчеству Штраусов.  Он проходит в Испании, Австрии, Португалии, Германии, Италии, Франции.

 

 

Дворецкая Александра Штраус вальс

 

 

Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор и один из представителей венских классицистов Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях.

Одна из его самых известных работ - Девятая симфония. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория,балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии, дальше  фортепианные сонаты, две сонаты для виолончели и др.

Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские.

 

Ансамбль скрипачей Бетховен Два народных танца

 

Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

 

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Бетховен ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью. Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

 

Леонтьева Екатерина Бетховен Ода к радости

 

 

 

Австрийские классики внесли большой вклад в развитие культуры человечества. вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Для того чтобы понять культуру этой удивительной страны,-  нужно читать или слушать произведения искусства ее классиков вдумчиво и внимательно, стараясь уловить их суть. И творения откроются с неожиданной стороны.

  Составитель Яндашевская Н.Г.

 

 

22 октября 2017 г.

Юбилейная встреча выпускников и предновогодний концерт Струнно-скрипичного отдела 2015г 24 декабря

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Ведущий:  Добрый вечер!

наш концерт под названием «ВСПОМИНАЕМ ПРОШЛОЕ» Юбилейная встреча выпускников и предновогодний концерт Струнно-скрипичного отдела ОТКРЫВАЕТСЯ.

 

 В такой замечательный предновогодний вечер Мы рады приветствовать выпускников и преподавателей, сегодняшних учеников и их родителей в нашей родной школе.

Сегодня мы собрались не только для того, чтобы оглянуться назад, встретится со своим детством, вслушаться в добрые голоса наших учителей…

Но и отметить знаменательную дату в истории нашей школы – ее шестидесятилетие. Сегодня тот день, когда выпускники, встречаясь, с… разным настроением вспоминают прошлое, те далекие дни, когда они учились вместе бороться с трудностями, покорять музыкальные вершины. Пусть же каждая такая встреча пробуждает только приятные и веселые воспоминания о временах, когда все в мире   как будто было проще и лучше, а музыкальный мир, мир творчества всегда прекрасен, независимо от времени!

В день нашей встречи выпускников желаем Вам встретиться с детством, прикоснуться к нему и окунуться в него с головой. Пусть радость и приятные впечатления от этой долгожданной встречи зарядят Вас бодростью и позитивом и подарят ощущение счастья!

 

 Ученик:

 

  • Нам сегодня рассказали,
  • Кто собрался в этом зале:
  • Мы бы всех сейчас назвали
  • От начала до конца...
  • Скажем кратко: в этом зале—
  • Беспокойные сердца!
  • Мы откроем вам секрет:
  • Это выпуск разных лет!
  • Почему так много света,
  • И улыбок, и людей?
  • Тут, конечно, нет секрета:
  • В нашей школе — юбилей!
  •  

Ученик:

 

Мы приветствуем сегодня

Всех тех, кто празднует наш юбилей,

Всех тех, кто здесь сердца частицу оставил,

  • Всех, кто в этих стенах без меры и правил
  • Себя не жалел, растворяясь в работе,
  • Не думал о славе, наградах, почёте,
  • Чей труд в море знаний по капле вливался!
  • Спасибо, друзья, всем, кто в школе собрался!
  •  

Ведущий: То, о чем вам нынче здесь расскажем,

Все как следует знать должны,

Ведь история нашей муз школы

 Наверное,….Часть истории всей страны!

Ведущий:   и небольшая историческая справка..

Открылась наша школа с сентябре 1955 года.  Заявление подали 160 претендентов, принято же было 50 чел в основные классы и 25 в подгот группу, затем общее количество учащихся было доведено до 90. В первое время работа проходила в очень трудных условиях, дети вынуждены были сидеть почти на полу, не было своих инструментов, нотного материала. Большую  помощь в приобретении инструментов оказывал райисполком и городской отдел культуры. Первым директором  стал (руководитель оркестрового класса  народных инструментов)Петр Семенович Варивода,  затем его сменил Алексей Иванович Горнушкин, а третьим стал– Акатьев Сергей Анатольевич.  Характерна преемственность руководства ведущим творческим коллективом школы(оркестром народных инструментов) директорами школы от П.С. Вариводы к А.И. Горнушкину и С.А. Акатьеву. Поэтому присвоение ДМШ №5 имени Владимира Васильевича Знаменского, выдающегося В Уральском регионе музыкального деятеля именно в области народного инструментального искусства не случайно.

За первые два года работы школы были сформированы основные классы-скрипки в 1955 и виолончели в 1956 году. Класс виолончели открывал Михаил Георгеевич Филатов, замечательный музыкант, внимательный педагог. Ему удалось многих детей заинтересовать   и приобщить к игре на этом благородном инструменте. Один из его учеников- Владимир Сенатырев концертмейстер Омской Филармонии, заслуженный артист РФ. Класс виолончели в нашей школе ведет воспитанница Михаила Георгиевича   трудолюбивый педагог Н.Л.Пуговкина. Много лет на отделении работали педагоги-скрипачи Исаак Владимирович Зильбер, Берта Фромовна Фридман, Римма Николаевна Кулябина ( Сегодня она в нашем зале). Все свои знания, умения, тепло души отдавали эти педагоги своим уче6никам. Р.Н.Кулябина умела создать в классе теплую, домашнюю атмосферу, все ученики и родители были дружны между собой. Она направляла, наставляла и всегда поддерживала творческую инициативу учеников. Сегодня в школе преподают  ее ученики Р.Н. Пашнова В.Ф. и Н.Г. Яндашевская, которые проработали как и Н.Л. Пуговкина больше 30 лет в школе. Также в школе плодотворно работали ученики Риммы Н. Вотинова М.В. которая 15 лет в школе  работала а затем сменила род деяятельности, ее ученица Хмелинина Д.В. С приходом на отделение В. Л. Пашнова появилось новое  направление- эстрадный факультатив, который просуществовал несколько плодотворных,  успешных и интересных в творческом отношении лет. 

 Зародился  в начале большого творческого пути на отделе и ансамбль скрипачей. Начало ему положила и организовала в 1959 году Р.Н. Кулябина., а дальше он надолго перешел  в руки энергичного человека, музыканта оркестра театра Оперы и балета Б.Ф. Фридман. Почти 45-летнюю историю имеет ансамбль скрипачей, менялись руководители- Р.Н. Кулябина, Б.Ф. Фридман, Л.П. Перевалов, А.Р. Арнаутов, Г.В. Катагарова, В.Ф. Пашнова, Е.В. Рева, М.В. Вотинова. На протяжении последних 20 лет коллективом руководит Н.Г. Яндашевская. Неизменным концертмейстером ансамбля остается все эти годы тонкий музыкант, сильный  профессионал концертмейтер  Е.В. Макарова.

Среди выпускников отдела-  и ученики Р.Н. Кулябиной артисты симфонического оркестра Свердловской Государственной Филармонии В.  Зворыгин и В. Пашнов.  

 Продолжают музыкальное образование и уже закончили Ирина Каракулова, Дарья Минеева, Татьяна Шерстобитова, Ольга Гольдман, Арсений Буторин, Анастасия, Маргарита, Елизавета Игнатьевы, Дарья Хмелинина.

 Все педагоги отдела  вели и продолжают вести большую педагогическую и воспитательную работу. Среди учеников   наших педагогов Лауреаты и Дипломанты разного уровня конкурсов (от Международных до Областных).

 

Ведущий: Пусть этому не подобрать названий,

Но пройденные вехи говорят:

Старались мы создать страну волшебных знаний,

В которой нет для творчества преград.

 

  • Ведущая: Сегодня вас приветствуют и чествуют,
  • А потому торжественней вдвойне
  • На сцену выйти тем, кто путешествует
  • По этой удивительной стране.
  •  Концертные номера.    

Дворецкая Александра

Швецова Соня

Леонтьева Екатерина

Якутова Яна

 

Ведущая: Растут дети…. Кажется, вчера бегали  на уроки с куклами, машинками и маленькими скрипками.. А сегодня уже ведут к нам своих малышей. А мы всё так же приходим в те же классы, заставляем заниматься на скрипке, виолончели, задаём домашние задания.

Только всё меньше рядом тех, с кого начиналась наша школа.

Нельзя не вспомнить сегодня тех, кто отдал нашей школе все свои, знания, умения, старание, силы….( и эти фамилии были уже сегодня перечислены) 

 

  • Ведущий: Что молодым без старших – никуда
  • Мы вспомнили сегодня неспроста!
  • Чьи тут работают ученики,
  • Кто опытом своим нам помогал расти,
  • Ведь школа родилась не год назад.
  • Ее успех трудом копился вашим.
  • Он был рожден, воспитан и украшен
  • Всех поколений творчества больших!

 

Ведущая: А мы не можем без Вас! И в суматохе дел, и в дни праздников, мы часто вспоминаем Вас, дорогие наши ветераны. Мы гордимся тем, что вы работали в этой школе и делали её одной из лучших в районе.

  • Спасибо Вам за это и низкий поклон!
  • Прими, родная школа,
  • Привет и поздравленья
  • От наших старожилов
  • В день твоего рожденья!

Дорогая Римма Николаевна, Вам слово!

  (выступление ветеранов)

 

Концертные номера

Ансамбль Карамболь

 

Ведущая:  На сцену приглашаются  выпускники .....годов.. Вам слово!

 

  • Выпускник:
  • Вспомним былое, вспомним прекрасное,
  • Годы прошедшие, но не напрасные...
  • Как выступали, как волновались,
  • Как получить все «пятёрки» старались,
  • Как мы хотели скорей повзрослеть,
  • Школу закончить и улететь...
  • Как же все быстро закончилось вдруг:
  • Мы  вспоминаем друзей и подруг...
  • Вот и теперь очень хочется снова
  • Робко войти в двери класса родного!

 

  • Выпускник:
  • Пускай не всем дано быть Кабалевским,
  • И Бахом тоже стать не суждено,
  • Но первые воспоминанья детские
  • Здесь, в этой школе, будут всё-равно,
  • О том, как пальцы пробегут по клавишам,
  • Иль струны вдруг начнут перебирать,
  • И в первый раз по нотам прочитаешь ты,
  • Всё то, что раньше ты не мог понять,
  • О том, как голос твой, один и слабенький,
  •  Сольется с хором скрипок, голосов,
  • Концерты, фестивали, сколько праздников,
  • Да разве ты забудешь это всё?
  • Не год один мы в стенах этих прожили,
  • Да, пусть не стать великими, быть может..
  • А музыка  идти по жизни нам поможет!!!!

 

 Знакомство с выпускниками… ( каждый кратно рассказывает о себе)

 

Ведущий: Уважаемые выпускники прошлых лет! Давайте вместе с вами перелистаем страницы нашего школьного альбома, хранящего незабываемые моменты школьной жизни.

 Смотрим  видеозаписи (первый номер 2006 год) и т.д.

 

Ведущий: Хотим для всех подарок наш вручить.

Он очень добрый, вас не огорчит.

Улыбку может вызвать, добрый смех.

Концертный номер! Он для вас, для всех!

Быть может, вам на несколько минут

Артисты годы школьные вернут!

так, запомните этот миг, в день 60-летнего юбилея выступает сводный ансамбль учеников и выпускников школы разных лет.

 

 Концертный номер

Ансамбль Созвучие

С Новым годом! Пусть этот год принесет вам много счастья, удачи, улыбок, тепла и света. Пусть он будет полон ярких красок, приятных впечатлений и радостных событий. Желаю всем в новом году быть здоровыми, красивыми, любимыми и успешными!

Составитель Яндашевская Н.Г.

 

Когда: 05 апреля 2015 в 15:00

 Лекция общешкольный концерта проекта 

« НАШ любимый Чайковский».

В 2015 году 175 лет исполняется со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Эта дата станет всероссийским праздником – такой указ подписал президент Владимир Путин. По всей России к празднованию юбилея композитора готовятся уже давно.  В план мероприятий включены концерты, выставки, конкурсы, н и реконструкция объектов культуры.С 30 апреля по 7 мая 2015 года состоится первый Международный музыкальный фестиваль Чайковского, который пройдет в подмосковном Клину. 

 Творчество Чайковского стало всенародным до­стоянием. Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской консерваториям, Пермско­му театру оперы и балета, концертному залу в Москве. Перед зданием Московской консерватории установлен памятник Чайковскому. Дом в г. Клину, в котором композитор провёл последние годы жизни и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-музей Чайковского. На родине Чайковского, а он  родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии на Урале (ныне город Воткинск,Удмуртия),—также создан Дом-музей. В с. Каменке, где часто бывал и работал композитор, существует литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского.  

Чайковский, пожалуй, самый известный русский классик во всем мире. Не случайно из всей отечественной музыки именно его сочинения пользуются самой широкой популярностью. «...Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще, — писал он однажды, — и в ее великорусские части в особенности <...> Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи.

С огромной силой, глубиной и искренностью отразил он в своей музыке тот подъем личного самосознания, ту жажду освобождения личности от всего, что сковывает возможность ее полного, беспрепятственного раскрытия и самоутверждения. Элемент личного, субъективного всегда присутствует у Чайковского, к каким бы темам он ни обращался. Отсюда,с одной стороны, та особая лирическая теплота и проникновенность, которыми овеяны в его произведениях картины народного быта или любимой им русской природы, и, с другой стороны, острота и напряженность драматических конфликтов.

 

Известные и часто цитируемые слова Чайковского: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору», — были проявлением потребности в общении с людьми.

 К юбилею со дня рождения гениального композитора наша школа представляет концертную программу состоящую исключительно из произведений Петра Ильича.

 Большое распространение, как на концертной эстраде, так и в домашнем музицировании получили фортепианные пьесы Чайковского – «Детский альбом».  Пьесами этого цикла и открываем наш концерт.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, своему племяннику. В ту пору  Володе было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир.. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

Сегодня будут представлены не все пьесы цикла, но  большинство из них. А сопровождать исполнение будут видео –иллюстрации, картины, выполненные детьми   на одном из московских детских фестивалей. И так…

«Утренняя молитва»

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

 исполняет Билецкая Злата, концертмейстер Макарова

 

«Мама»

Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

 В исполнении Кузьменко Александры прозвучит пьеса « Мама» (Флейта), концертмейстер – Муратова Мария Владимировна----------------------------

Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самой безоблачной, детски наивной пьесой «Альбома» — озорной токкаттиной. «Игра в лошадки. Это — «игры мальчиков».

«Игра в лошадки»

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

 исполняет Гребнев Федя( скрипка)

 «Марш деревянных солдатиков»

 В  коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.

Неволина Аня, Тарасова Светлана Викторовна ( виолончель) концертмейстер-------- Зайцева Мария Борисовна---------

«Вальс»

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

Исполняет Новрузова Мария (флейта)

«Мазурка»

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Билецкая Злата( скрипка)

Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России, затем по Европе

  Сам он много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России. «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» — писал Чайковский.

 

«Русская песня»

 В пьесе «Русская песня» композитор обратился к русской народной плясовой «Голова ли ты, моя головушка».

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

 Ансамбль(домра) ----«Русская песня»

(продолжение следует, см у составителя )

Соседние подразделы:
Конкурсные выступления
Раздел с основной информацией
Подразделы: Афиши (6).
Раздел с основной информацией
Имя: Яндашевская Отчество: Надежда Фамилия: Григорьевна Образование: среднее специальное, Асбестовское музыкальное училище, 1980 г. Квалификация:...
Открыть раздел Общие сведения
Имя: Яндашевская Отчество: Надежда Фамилия: Григорьевна Образование: среднее специальное, Асбестовское музыкальное училище, 1980 г. Квалификация:...
Открыть раздел Общие сведения