Сценарии

22 октября 2017 г.

Концерт-лекция струнно-оркестрового отдела 03.03 2016г.

 

Музыка Австрии

   Музыка и Австрия – понятия неразделимые

 

Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром. В каждой области страны ежегодно проводятся музыкальные фестивали, на которые съезжаются именитые музыканты со всего света.  Но «самым музыкальным» городом Австрии является ее столица Вена. Как точно выразился Стефан Цвейг,  Вена - это «великолепно оркестрованный город». 

 

 

Большие совместные планы  связывают  в этом году Россию и Австрию  в такой важнейшей сфере, как гуманитарные и культурные связи. В этом году в Вене состоится масштабный фестиваль "Почувствуй Россию"

 

В Австрии музыке уделяется огромное внимание. Музыка - обязательный предмет школьной программы. Любовь к ней воспитывается в детях с раннего детства. Свою роль сыграли тут и христианские традиции - австрийцы семьями каждую неделю посещают церковь, тем самым приобщая подрастающее поколение к церковным песнопениям и органной музыке. В каждом самом маленьком городке вы обязательно найдете какой-нибудь певческий кружок или капеллу.

Австрийцы трепетно чтут и сохраняют свою музыкальную культуру и историю. Так как знаменитых австрийских музыкантов и композиторов не счесть, то за год могут отмечаться по несколько юбилеев.

 

Театральный сезон для Вены - событие особое. Концертные залы и бывшие дворцы знати до отказа забиты ценителями искусства.  Хотя рассвет оперы пришелся на рубеж XIX-XX веков, оперные традиции в Вене сильны до сих пор, и австрийская столица наряду с Нью-Йорком, Лондоном и Миланом остается центром этого вида искусства. Венский оперный театр выделяется на фоне остальных зданий своей пышностью и помпезностью.

 

картинка

Музыкальный сезон в Вене достигает своего апогея в феврале, когда устраиваются балы и маскарады. Самым известным балом является Венский бал (Opernball), ежегодно проводимый в Венском оперном театре, мы еще к нему вернемся в рассказе….

 

Картинка

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов -  Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.  Их сочинения являлись образцом для подражания для таких известных композиторов XIX века, как Франц Шуберт, Иоганн Штраус и другие.

 

Общая характеристика эпохи

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. - Мир музыкального искусства насчитывает несколько десятков имен истинных гениев.

- Великие композиторы, с чьми именами связана Вена

Моцарт, Бетховен, Иоганн Штраус, Иоганн Штраус (сын) , Вивальди, Шуберт, Брамс, Ланнер, Глюк, Сальери, Малер, Шенберг, Гайдн , Цемлинский, Шопен

Их талант и вклад в развитие искусства навсегда оставили след в истории и подарили миру немало музыкальных шедевров, которые сегодня именуют классикой. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы.  Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

В числе важнейших муз. истоков В. к. ш. - нар. музыка. Население Австрии было многонациональным - в его состав, помимо австр. немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной нар. муз. культурой. В Вене встречались нар. музыканты всех этих национальностей. Композиторы В. к. ш. впитывали элементы их иск-ва, к-рые образовывали в их творчестве характерный австр. "сплав". Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком Наиболее непосредственно нар. мелодии претворил в своих сочинениях Гайдн. Моцарт реже прибегал к использованию подлинных нар. мелодий, однако глубоко усвоил их характер и дух; многие из созданных им оригинальных тем близки к образцам нар. нем. и австр. песенности (напр., в операх "Волшебная флейта", "Дон Жуан"). Большой интерес к нар. песенности проявлял Бетховен. Им были осуществлены многочисленные обработки нар. песен разл. национальностей. Об этом свидетельствуют созданные Гайдном и Моцартом дивертисменты, серенады, кассации, написанные Бетховеном марши, танцы. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет.  С Некоторыми из них  сегодня мы познакомимся.

 

 

1.Леонтьева Лиза п\г кл. Аллегретто Моцарт  конц. Макарова Е.В.

2.Щербинин Арсений 1 кл. Аллегретто гобой Сопков Р.В.

3.Новрузова Екатерина 1 класс В. Моцарт «Майская песня» Оборина О.Н.

4.Байдусова Анна 4 класс В.Моцарт « Колыбельная»

5.Хамзин Тимур В. Моцарт «Песня пастушка» Сопков Р.В.

6.Новрузова Мария  4 кл. В. Моцарт " Пасспье"

7.Шульс Дима 2 класс В. Моцарт « Ария из оперы «Дон Жуан» конц. Тряпочкин А.А.

8.Султанов Андрей 5 кл. В. Моцарт Соната №2 II часть Соль маж

9.Худякова Мария 2 кл. Гайдн Менуэт

10.Пуговкина Н.Л. Гайдн Серенада конц. Трефилова А.С.

11.Засдкевич Анна И.Бах «Песня» Яговцев А.А.

12.Березина Ксения 7кл.Ф.Крейслер «Муки любви»

13.Кузьменко Александра 5 кл. - Оборина О.Н. Дуэт Ф. Шуберт «Полевая роза»

14.Дворецкая Александра  4 кл. И.Штраус «Вальс»

15. Ансамбль скрипачей Л.Бетховен Два народных танца

16. Леонтьева Екатерина 7 кл. Л.Бетховен «Ода к радости»

 

Выдающиеся австрийские композиторы.

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - Представитель Венской классической школы. Одним из инструментов, которым владел В. Моцарт, была скрипка, самый изящный, виртуозный инструмент.  В четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе.

 Мы узе говорили о том , что Моцарт прибегал к использованию подлинных нар. мелодий

 Сейчас  прозвучит французская нар. песня “Пастушья песня”. Эту песню услышал Моцарт во Франции и эта мелодия ему очень понравилась и запомнилась.  И получилась вот произведение.

 

Леонтьева Лиза Пастушья песня Моцарт

Щербинин Арсений 1 кл. Пастушья песня гобой Сопков Р.В

У наших современников очень популярны Моцартовские мелодии:  «Ближе к мечте», «Маленькая ночная серенада», «Мелодия дождя»,  «Турецкий марш», «Мелодия ангелов»  и др.

 а Самые просты е- это  известные всем песни. Одна из них прозвучит в исполнении

 

Новрузова Екатерина 1 класс В. Моцарт Майская песня

 

и еще

 

Произведения Моцарта отличаются поэтичностью и тонким изяществом

Байдусова Анна 4 класс В.Моцарт « Колыбельная»

Музыка Моцарта - яркая, игривая, шаловливая, но вместе с тем необыкновенно мудрая по своей простоте - сразу завоевала всеобщую любовь и признание. его музыка слушается на одном дыхании.

Хамзин Тимур В. Моцарт « Песня пастушка» Сопков Р.В.

 

Старинный французский танец. Элегантный , неторопливый, близкий к менуэту, но исполнявшийся в несколько более живом темпе. Танец деревенский, В народном обиходе музыка танца чаще всего исполнялась на волынке или пелась деревенскими музыкантами, отсюда простота её мелодического рисунка и несложность интервального ряда.

 

Новрузова Мария  4 кл. В. Моцарт " Пасспье"

 

Композитор работал в самых различных направлениях и создал большое количество музыкальных произведений. К шедеврам Моцарта относятся симфонии, оперы («Женитьба Фигаро»,  «Дон Жуан»,  «Волшебная флейта»), кантаты, оратории, мессы, включая «Реквием», создание которого покрыто тайной. Знаменитая опера автора – «Дон Жуан». Показателен тот факт, что довольно сложную историю этого человека композитор преподнес в очень простой и вместе с тем серьезной форме, тем самым еще раз продемонстрировав свою глубокое понимание жизни. А Ария имеет яркий, живой, несколько даже шутливый характер.

 

Шульс  Дима 2 класс В. Моцарт « Ария из оперы « Дон Жуан» конц. Тряпочкин А.А.

 

Ранние сонаты Моцарта еще полностью отражают черты "чувствительности" так называемого "галантного стиля" и несут на себе следы влияний Ф. Э. и И. Хр. Бахов.

Прекрасное чувство формы, которое всегда ощутимо в произведениях, широкое и певучее звучание темы было связано с самим характером моцартовского тематизма, его завершенностью и пластичностью. Легкость и чистота пассажной техники соответствовали изяществу и прозрачности фактуры в сочинениях Моцарта.

 

Султанов Андрей 5 кл. В. Моцарт Соната №2 II часть Соль маж, которую отличает искрящийся и шутливый характер, с контрастностью и динамичностью тем.

 

Йозеф Гайдн Гайдн оставил огромное творческое наследие: более 100 симфоний, более 30 опер, оратории, 14 месс, свыше 30 концертов для музыкальных инструментов.  Вершина его творчества - 12 «Лондонских симфоний». За Гайдном утвердился почётный титул «отца симфонии». Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

 

Худякова Мария Гайдн «Менуэт» конц Макарова Е.В.

Пуговкина Н.Л. Гайдн Серенада конц Анастасия Трефилова

 

 

 Музыкальная жизнь современной Австрии тесно связана с немецкой музыкальной культурой. Несомненное влияние на представителей В. к. ш. оказало  творчество И. С. Баха (1685-1750), его сыновей Карла Филиппа Эмануэля (1714-88) и Иоганна Кристофа (1732-95. Влияние их на таких гигантов, как Моцарт, Бетховен прослеживается довольно четко. Гайдн, и Моцарт любили музыку Баха. По рукописным копиям Моцарт изучал мотеты Баха. Цитата Моцарта :"Он--великий учитель, мы--его ученики" это о ФЭБАХЕ. Воздействие могучей гениальности Баха на последующие музыкальные стили бесспорно.

 

Засдкевич Анна И.Бах Песня Яговцев А.А.

 

Крейслер Фритц (1875 - 1962) – австрийский композитор виртуозный скрипач и композитор. Рахманинов называл Крейслера «лучшим скрипачом мира». 

 

С четырех лет Крейслер Фриц обучался скрипке и довольно стремительно преуспел в ней. Благодаря гениальным способностям и вопреки правилам в семь лет юный скрипач был принят в Венскую консерваторию. Через три года Фриц с золотой медалью окончил консерваторию, а в качестве награды получил скрипку, изготовленную известным итальянским мастером Амати – учителем великого Антонио Страдивари. В 1893 и 1896 годах Крейслер Фриц концертировал по России. Вместе с ним выступал и Сергей Рахманинов. Настоящий триумф Фриц получил на лондонских концертах в 1904 году, тогда ему была вручена золотая медаль Лондонского филармонического общества.

Среди его сочинений - оперетта, произведения для скрипки, многочисленные пьесы. В наше время часто исполняются на «бис» - «Китайский тамбурин», «Муки любви», «Чудесный розмарин», «Радость любви» и др.

 

Березина Ксения Крейслер Муки любви

 

Франц Шуберт - один из наиболее ранних представителей романтического стиля, известен своими романтическими песнями для голоса и фортепиано. Он также сочинял музыку для фортепиано, органную музыку и симфонии. С Шуберта ведет свое начало музыкально-художественная миниатюра, нашедшая впоследствии такое богатейшее развитие у следующего поколения романтиков (Шуман, Шопен)

Художественная стихия Шубертаэто мелкие музыкальные формы и в первую очередь песня и танец. Отличает худ миниатюру „домашний характер", некоторый бытовизм и значительная доля пейзажности и изобразительности.

 

Кузьменко Александра 5 кл.- Оборина О.Н. Дуэт Ф Шуберт « Полевая роза»

 

Музыкальная династия Штраусов

 

         А знаете ли вы, что в семье Штраусов был не один, а четыре музыканта!

Штраус Иоганн  (1804 - 1849) - отец, основатель музыкальной династии. Композитор скрипач и дирижёр. Первым он получил титул Король вальса. Cо своим оркестром Штраус успешно гастролировал по Европе. Он подарил миру более 250 сочинений: кадрили, марши, вальсы. В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. После того, как он услышал Штрауса, в его дневнике появилась такая запись:  "Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством восторг» В 1833 году началось триумфальное шествие музыки Штрауса по Европе. Композитор был первым, кто представил миру танцевальную музыку – до Штрауса как искусство её не воспринимали Мир был покорён вальсами, польками и галопами! Лондонские музыкальные критики называли его Моцартом вальсов, Бетховеном котильонов, Паганини галопов, Россини попурри.

 

Штраус Иоганн (1825 - 1899) - старший сын. Признанный «король вальса», композитор и дирижёр, автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского..

 

Штраус Йозеф  (1827 - 1870) - младший брат Иоганна Штрауса. Талантливый скрипач и дирижёр. Автор «Персидского марша», полек «Кукушка», «Пиццикато», а также восхитительных вальсов .

 

Штраус Эдуард (1835 - 1916) - третий брат в семье Штраусов. Как и братья, он играл на скрипке, дирижировал, сочинял вальсы. Написал около 200 танцевальных пьес, следуя традициям отца и старшего брата. В 1890 году Эдуард приезжал в Россию и с большим успехом дирижировал в Павловске.

 

                                                        Венский государственный оперный театр вмещает 2209 зрителей

 

      Каждый год в Европе проходит «Штраус - фестиваль»,  посвящённый творчеству Штраусов.  Он проходит в Испании, Австрии, Португалии, Германии, Италии, Франции.

 

 

Дворецкая Александра Штраус вальс

 

 

Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор и один из представителей венских классицистов Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях.

Одна из его самых известных работ - Девятая симфония. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория,балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии, дальше  фортепианные сонаты, две сонаты для виолончели и др.

Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские.

 

Ансамбль скрипачей Бетховен Два народных танца

 

Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

 

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Бетховен ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью. Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

 

Леонтьева Екатерина Бетховен Ода к радости

 

 

 

Австрийские классики внесли большой вклад в развитие культуры человечества. вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Для того чтобы понять культуру этой удивительной страны,-  нужно читать или слушать произведения искусства ее классиков вдумчиво и внимательно, стараясь уловить их суть. И творения откроются с неожиданной стороны.

  Составитель Яндашевская Н.Г.

 

 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Сценарии
Соседние подразделы:
Конкурсные выступления
Раздел с основной информацией
Подразделы: Афиши (6).
Раздел с основной информацией
Имя: Яндашевская Отчество: Надежда Фамилия: Григорьевна Образование: среднее специальное, Асбестовское музыкальное училище, 1980 г. Квалификация:...
Открыть раздел Общие сведения
Имя: Яндашевская Отчество: Надежда Фамилия: Григорьевна Образование: среднее специальное, Асбестовское музыкальное училище, 1980 г. Квалификация:...
Открыть раздел Общие сведения